Методическая работа / Сотрудникам

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ СПО

Задачи, содержание и организация методической работы.

Успех обучения студентов обеспечивается не только усилиями отдельных преподавателей, а системой продуманной и хорошо поставленной методической работы всех членов педагогического коллектива.

В условиях перехода на качественно новее содержание профессионального образования, основные черты которого – многоуровневость, гибкость, вариативность, универсальность, преемственность – образовательные организации должны обеспечить профессиональную мобильность, социальную защищенность и. конкурентоспособность выпускников профессиональной школы на внутреннем и международном рынках. Для этого необходимо качественно изменить методическую работу в учебных организациях. Главные изменения касаются, прежде всего, целеполагания - создание условий для саморазвивающейся педагогической деятельности, безадресная передача информации, создание гибких информационных технологий.

Структура методической работы определяет основные направления деятельности образовательного заведения: стандартизация профессионального образования; научно- методическое обеспечение образовательных стандартов; мониторинг образовательных стандартов; повышение качества профессионального образования; выбор и применение новых педагогических технологий; использование результатов педагогической науки и педагогического опыта; повышение квалификации и развитие педагогического мастерства.

Методическая работа выступает как система, управляющая ростом профессионального мастерства педагогического работник, и реализуется посредством управления извне непосредственно со стороны руководства и методической службы профессиональной учебной организации.

Методическая работа является важной составной частью образовательного процесса, одним из основных видов деятельности преподавателей и руководства учебного заведения.

Главная цель методической работы - повышение эффективности и качества педагогического процесса, рост профессионального мастерства преподавателей.

Основными задачами методической работы являются:

  • определение предмета обучения, учебных целей и задач;
  • улучшение качества подготовки учащихся;
  • обоснование содержания учебных дисциплин (определение чему учить?);
  • совершенствование форм и методов обучения (поиск путей ответа на вопрос как учить?);
  • определение путей интенсификации и оптимизации педагогического процесса;
  • проведение исследований по определению содержания частных методик

преподавания отдельных дисциплин;

  • формирование у обучаемых прочных фундаментальных знаний;
  • расширение масштабов самостоятельной работы обучаемых по овладению знаниями, навыками и умениями;
  • отбор и разработка системы учебно-материального обеспечения

педагогического процесса;

  • методическая подготовка преподавателей учебного заведения;
  • обобщение и распространение передового опыта обучения и воспитания обучающихся.

По содержанию решаемых задач методическая работа подразделяется на учебно- методическую и научно-методическую.

Учебно-методическая работа охватывает: вопросы разработки рабочих программ, тематических планов, учебно-методических материалов для различных видов занятий, методических пособий, указаний и рекомендаций преподавателям по различным дисциплинам, рекомендаций по применению технических средств и других средств наглядности, дидактических материалов по темам занятий; анализ успеваемости обучаемых и определение мероприятий по повышению качества образовательного процесса; вопросы совершенствования методического мастерства преподавателей и др.

Последнее направление является ведущим в учебно-методической работе колледжа, т.к. она связана с задачей постоянного поддержания на высоком методическом уровне всех видов занятий. Наряду с этим важным направлением учебно- методической работы является обобщение и распространение ее опыта в учебном заведении в целом.

Научно-методическая работа охватывает, в первую очередь, разработку основных организационно-методических документов, определяющих деятельность учебного заведения. К ним относятся: учебный план и учебные программы дисциплин. Во-вторых, она предусматривает разработку новых форм и методов проведения методической работы в учебном заведении.

Основными формами методической работы в учебной организации являются:

  • заседания методического совета учебной организации;
  • лекции и доклады по методике обучения и воспитания;
  • научно-методические конференции;
  • научно-методические семинары;
  • методические совещания;
  • разработка частных методик преподавания отдельных дисциплин;
  • контрольные посещения занятий преподавателей руководителями;
  • взаимные посещения занятий преподавателями по однопрофильным дисциплинам;
  • написание методических пособий, разработок, рекомендаций по совершенствованию учебно-методической работы.

В учебных организациях в качестве документов, планирующих методическую работу, являются:

  • учебные планы;
  • учебные программы по дисциплинам;
  • тематические планы учебных дисциплин;

Методическая работа организуется для:

  • повышения теоретического, профессионального и методического уровня

проведения занятий;

  • использования в образовательном процессе наиболее эффективных методов, рациональных приёмов и средств обучения;
  • интенсификации образовательного процесса за счёт использования
  • различных технических средств, электронно-вычислительной техники и дидактических материалов к ним;
  • повышения специальной квалификации преподавателей и их методического
  • мастерства;
  • разработки учебно-методических материалов к различным видам занятий;
  • совершенствования системы проверки и оценки знаний, навыков и умений обучаемых;
  • совершенствования аудиторной и самостоятельной работы учеников;
  • обобщения и распространения опыта работы преподавателей;

Подготовка преподавателя к учебным занятиям

Особую и самую важную часть методической работы преподавателя составляет его подготовка к учебным занятиям. Это обусловлено тем, что здесь реализуются социальные и педагогические требования.

Социальные требования к занятию включают в себя:

  • формирование и развитие у обучающихся высоких морально-психологических качеств;
  • постоянное совершенствование качества подготовки обучающихся. В числе основных педагогических требований к занятиям выступают:
  • организационные,
  • дидактические,
  • воспитательные.

Реализация этих и других требований возможна при тщательной методической подготовке к занятиям. Правильной является такая подготовка к занятию, когда преподаватель видит в ней необходимые условия для своего творчества.

Изучение педагогического опыта убеждает в том, что только определённая система в подготовке к занятиям может обеспечить высокий уровень как отдельных занятий, так и всего комплекса их в течение учебного года, избавив преподавателя от перегрузки при ежедневной подготовке к каждому занятию.

В систему подготовки преподавателя к занятиям входят:

  • общая методическая подготовка;
  • подготовка к учебному году;
  • подготовка к учебной теме (системе занятий);
  • подготовка к отдельным занятиям.

Все звенья этой системы тесно связаны между собой. Её элементы имеются в работе каждого преподавателя, но содержание и соотношение их у разных преподавателей не одинаковое.

Обычно в практике многих преподавателей центр тяжести их работы падает на подготовку к отдельным занятиям, а подготовке к учебному году и к учебной теме уделяется недостаточное внимание. Практика показывает, что более рациональной является такая система подготовки, при которой центр тяжести переносится на подготовку к учебному году и к системе занятий. При такой организации труда преподаватель яснее видит перспективу своей работы с обучаемыми, у него освобождается время перед самим занятием для творческого решения важных, текущих вопросов организации педагогического процесса. Чем основательнее и глубже преподаватель провёл подготовку к учебному году и к системе занятий, тем меньше он затрачивает сил и времени на непосредственную подготовку к отдельным занятиям.

Общая методическая подготовка предполагает совершенствование его теоретического и методического уровня.

Осуществляя общую методическую подготовку, преподаватель собирает необходимый материал, работает с интернетом, производит выписки из научной и методической литературы. Чтобы собранные материалы не превратились в бессмысленное накопительство, нужно знать, что собирать и зачем.

Собирается материал, относящийся к содержанию самого предмета – описание фактов, их современное толкование, иллюстрации, фотографии, цифровой материал, материал, собранный самим преподавателем и обучаемыми (ситуации, предложения, вводные, задачи и др);

Создаются дидактические материалы (наглядные пособия, , схемы, таблицы и др.), а также учебно-методические материалы и другие разработки к занятиям, опорные конспекты, задания для индивидуальной работы с обучаемыми и прочие методические материалы. Таким образом, собирается то, что поможет преподавателю как можно лучше раскрыть и довести до сознания обучаемых содержание предмета, сделать его преподавание живым и интересным.

Большое значение для методического роста преподавателя имеет отбор и хранение наиболее удачных рабочих планов проведения занятий, в которых опытные преподаватели при подготовке к занятиям и написании конспектов (тезисов) заполняют только правую сторону листа. Левая сторона листа остаётся для пометок, которые делаются или по ходу данного занятия, или сразу после него. Сделанные пометки будят творческую мысль преподавателя и направляют внимание на совершенствование учебно-воспитательного процесса при подготовке к данному занятию в следующем учебном году.

Важное значение для совершенствования педагогического мастерства преподавателя имеет сбор им литературы и составление библиографических списков. Обычно литературу группируют по учебным темам и по мере выхода в свет, не в алфавитном, а в хронологическом порядке.

Сбор материала не отнимает слишком много времени, оно ведется параллельно с основной повседневной работой. Такая «методическая лаборатория» нужна каждому преподавателю. Она является теоретической основной для повышения качества образовательного процесса, намного облегчает подготовку преподавателя к занятиям, является основной научного обобщения его опыта.

Подготовка преподавателя к учебному году

Ведется в двух направлениях:

  • изучение условий, в которых ему предстоит преподавать;
  • личная подготовка к преподаванию курса.

К педагогическим условиям относятся:

  • состояние знаний, особенности подготовки и развития обучаемых на предыдущих этапах обучения;
  • наличие оборудования, необходимого для прохождения программного материала, состав преподавателей, которые будут работать в той же группе и др.

Личная подготовка преподавателя к новому учебному году предполагает:

а) совершенствование знаний по своему предмету, знакомство с последними достижениями данной науки;

б) совершенствование знаний по педагогике и психологии;

в) знакомство с достижениями опыта других преподавателей.

Подготовка к учебной теме (системе занятий) включает следующие вопросы:

  • установление связи данной темы с предыдущими и последующими темами курса;
  • формулирование общих учебных и воспитательных целей и задач темы;
  • отбор материала, подлежащего изучению;
  • уяснение основной мысли темы;
  • системность в построении занятий и общего логического стержня: определение возможностей восприятия всего материала темы обучающимися;
  • планирование системы занятий.

Вариантов изучения одной и той же темы может быть несколько. Мастерство преподавателя на данном этапе работы проявляется в том, чтобы выбрать такой вариант, который наиболее точно соответствует данным педагогическим условиям.

Прежде всего, преподаватель решает вопрос, как подготовить обучаемых к восприятию новой темы. Для этого он определяет основную проблему, формулирует познавательные задачи, которые надо будет поставить перед ними. Далее намечается конкретная работа над новой темой: производится распределение материала по различным видам занятий; определяется, что и на каком занятии дать новое, а что целесообразно повторить для усвоения последующего нового материала; уточняется место, где и как будет проводиться проверка знаний и навыков обучаемых. Проверку целесообразно проводить не в конце работы над темой, как это нередко наблюдается на практике, а на основных этапах обучения. Это даст возможность преподавателю и обучаемым видеть в ходе самой работы, как идет усвоение нового, и своевременно предупредить отставание; ликвидировать проблемы в знаниях. Проверку знаний, навыков и умений можно проводить оперативно, давая задания на 10-15 минут.

Заканчивается подготовка преподавателя к учебной теме подбором дидактических материалов (таблиц, плакатов, презентаций, слайдов, видеофрагментов и т.д.).

Подготовка преподавателя к отдельному занятию предполагает определение его цели, содержания, методов, приемов и средств обучения, системы организации учебного коллектива и установления контакта с ним. Подготовиться к занятию – значит заранее решить, как обеспечить усвоение учебного материала всеми обучаемыми в течение отведенного времени.

При подготовке к занятию преподаватель решает, как связать данное занятие с предыдущими, как реализовать дидактические цели занятия; определяет ход занятия (его этапы), уточняет содержание материала и методику проведения занятия с учетом подготовленности и активности обучаемых, устанавливает порядок использования технических средств и дидактических материалов; определяет объем задания на самостоятельную работу и пути проверки выполнения заданий.

Подготовка преподавателя к занятию начинается с учета результатов предыдущих занятий. Для этого он устанавливает связь между данным и предшествующим занятием так, чтобы студенты восприняли новый материал как логическое продолжение прошлого.

Особое значение имеет определение цели занятия, которая должна быть согласована с целями изучения всей темы. Уясняя цели занятия для себя, преподаватель формирует познавательную задачу (задачи) для обучаемых. Например, цель занятия раскрыть зависимость между (такими-то процессами, явлениями), а познавательная задача в данном случае - установить зависимость между (такими-то факторами).

Познавательная задача помогает направить усилия обучаемых на усвоение главной мысли, мобилизуя их внимание на отбор нужного материала. Успеха достигает тот преподаватель, который тщательно продумывает формулировку этой задачи, согласовывает ее с целью занятия и находит конкретные пути ее выполнения. При этом важно, чтобы вопрос, требующий решения, был «принят» обучаемыми как их собственный, был близок и понятен им.

Отбор материала к занятию осуществляется еще при подготовке к теме, но в зависимости от конкретной ситуации преподаватель накануне занятия уточняет его объем и продумывает методику изложения (объяснения), чтобы вызвать у обучаемых интерес к его усвоению. Уточняя содержание занятия, преподаватель распределяет учебный материал по уровням знаний: обязательный, который обучаемые должны усвоить на уровне воспроизведения, и информативный, его усвоение достаточно на уровне знакомства. Обдумывая ход занятия, преподаватель определяет, что будут делать все обучаемые, как организовать их мыслительную деятельность в течение всего занятия, направить на самостоятельное овладение изучаемым материалом.

При подготовке к занятию преподаватель предусматривает также виды и методы проверки знаний, навыков и умений обучаемых (по необходимости определяет, кого вызвать, с кем побеседовать).

Завершается подготовка преподавателя к занятию определением задания обучаемым на самостоятельную работу. Его необходимо увязать с работой на занятии, и оно должно составлять не более половины объема классной работы. Целесообразно продумать и форму проверки задания, вынесенного на самостоятельную работу. Практика показывает, что активность обучаемых при выполнении заданий на самоподготовке повышается, если в них наряду с закреплением знаний, навыков и умений, полученных в ходе классных занятий, включаются элементы самостоятельности, творчества.

Всестороннее обдумывание занятия накануне его проведения гарантирует достижение его целей в ходе занятия. Неотъемлемым элементом подготовки преподавателя к занятию является проверка технических средств, раздаточных материалов непосредственно перед его проведением. Заблаговременная подготовка наглядных пособий, задания для самостоятельной работы, подготовка раздаточного материала обеспечивает рациональное использование времени на самом занятии, способствует интенсификации процесса обучения.

vk-icon eye-icon yt-icon arrow-down long-arrow search-icon